Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Официальный сайт Муниципального образования город Бийск

Наукограда Российской Федерации

Прокуратура информирует

  • 20 января 2019

    Особенности правового регулирования конституционного права граждан на проведение собраний, митингов, шествий и других публичных мероприятий

    Согласно положениям ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Для обеспечения рассматриваемого конституционного права граждан законодателем разработан и утвержден Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

    Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт не распространяет свое действие на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, а также проведение религиозных обрядов и церемоний.

    Основными принципами проведения публичных мероприятий согласно ст. 3 названного закона являются законность и добровольность участия в публичном мероприятии.

    Для того чтобы проведение в Российской Федерации публичных мероприятий не носило произвольный характер законодателем в главе 2 Федерального закона от 19.06.2018 № 54-ФЗ урегулирован порядок организации и проведения таких публичных мероприятий.

    Так, в силу требований ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2018 № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия, исключения составляют лица указанные в ч. 2 ст.5 закона.

    Основной обязанность организатора публичного мероприятия является подача в установленные законом сроки и порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

    Именно с процедуры уведомления начинается реализация законного право граждан на участие в публичных мероприятиях, в ином случае публичное мероприятие может быть признано незаконным, а организатор такого мероприятия в случае неисполнения им обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 5 закона, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия. Возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

    Участниками публичного мероприятия в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2018 № 54-ФЗ признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

    У участников публичных мероприятий наравне с правами, которые они могут реализовывать при участии в таких мероприятиях предусмотрены и обязанности, которые также должны неукоснительно соблюдаться.

    Права и обязанности участников публичных мероприятий урегулированы в статье 6 Федерального закона от 19.06.2018 № 54-ФЗ.

    Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

    Запрещается проведение публичных мероприятий на территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводах, высоковольтных линиях электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничных зонах если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

    Время проведения публичных мероприятий также ограничено законодателем, так мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания.

    Статья 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ дает возможность обжалования решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия в судебном порядке.

    При соблюдении всех требований и условий организации и проведения публичных мероприятий гражданами, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления обеспечивается конституционное право граждан предусмотренное ст. 31 Конституции РФ.

    Однако не стоит забывать и об ответственности за организацию и проведение незаконных публичных мероприятий, в таких случаях законодателем предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.

    Административная ответственность предусмотрена ст. 20.2 КоАП РФ - «нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», максимальная санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

    Одним из примеров уголовной ответственности может служить ответственность за совершение преступления, предусмотренного ст. 212 УК РФ – «массовые беспорядки», максимальная санкция данной статьи предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

    Заместитель прокурора г.Бийска Долина Т.В.




    Дата изменения: 20.01.2019 07:27:01

Возврат к списку