Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Официальный сайт Муниципального образования город Бийск

Наукограда Российской Федерации

Новое законодательство в сфере земельного надзора

  • 27 июля 2021

    Новый 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ) разработан для устранения недостатков правового регулирования государственного и муниципального контроля. Данным Законом устанавливаются гарантии защиты прав физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и прочих организаций, не являющихся юридическими лицами.
    Анализ 248-ФЗ дает основания полагать, что новый закон позволит:
    - контрольно-надзорным органам более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя свое внимание на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью;
    - стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц;
    - уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повысит оперативность обмена информацией между ними;
    - повысить эффективность и оперативность работы надзорных органов;
    - снизить объем документооборота надзорных органов;
    - предоставить надзорным органам дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
    - повысить эффективность надзорной деятельности в смежных видах контроля;
    - повысить прозрачность и эффективность надзорной деятельности, а также снизить количество споров при осуществлении контроля.

    Новый закон делает упор не на карательную функцию органов государственного контроля, а на профилактическую и информативную.
    В главе 10 248-ФЗ указаны виды и механизм осуществления профилактических мероприятий, которые могут проводиться надзорными органами, в рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
    Согласно ст.45 248-ФЗ к числу таких мероприятий отнесены:
    - информирование,
    - обобщение правоприменительной практики,
    - меры стимулирования добросовестности,
    - объявление предостережения,
    - осуществление консультирования,
    - самообследование,
    - профилактический визит.
    При этом положениями данной статьи предусмотрено, что профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
    Так же несколько расширен круг возможных надзорных мероприятий, закрепленным в Федеральном законе №294-ФЗ, добавляются новые виды, такие как:
    - мониторинговая закупка,
    - выборочный контроль,
    - инспекционный визит и выездное обследование
    У надзорного органа расширяется набор способов для оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
    Инспекционный визит проводится путем взаимодействия на объекте надзора с конкретным контролируемым лицом (владельцем, пользователем) без предварительного его уведомления. При этом последние обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
    В рамках выездного обследования проводится визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований по месту нахождения общедоступного объекта надзора без взаимодействия с контролируемым лицом и его информирования.
    Следует выделить, что все новые способы осуществления надзора связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами.
    Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен ст.65 248-ФЗ (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент).
    Совершение надзорного действия, недопустимого для определенного надзорного мероприятия - грубое нарушение, которое ведет к недействительности надзорного мероприятия. А решения, принятые по результатам таких мероприятий, подлежат отмене надзорным органом, вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
    К числу важнейших ограничений следует отнести положение ст.73 248-ФЗ, в которой установлено, что выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место.
    Важными являются положения ст.96 248-ФЗ, где говорится об осуществлении режима дистанционного государственного надзора. Предполагается использовать информационные технологии. При этом контролируемое лицо на добровольной основе по заявлению на условиях соглашения с надзорным органом предоставляет доступ к объекту удалено для проведения так называемого мониторинга.
    По существу, в новом законе речь идет о полноценной цифровизации государственного надзора, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного надзора, а также существенным образом повышающей его прозрачность.

      Источник:  П.О. Ефанов, Государственный инспектор по использованию и охране земель города Бийска, Бийского, Зонального, Красногорского и Солтонского районов
      Обратите внимание:  При полном или частичном использовании информации
      и фотоматериалов ссылка на сайт Администрации города обязательна.


Возврат к списку