-
27 июля 2021
Новый 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее 248-ФЗ) разработан для устранения недостатков правового регулирования государственного и муниципального контроля. Данным Законом устанавливаются гарантии защиты прав физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и прочих организаций, не являющихся юридическими лицами.
Анализ 248-ФЗ дает основания полагать, что новый закон позволит:
- контрольно-надзорным органам более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя свое внимание на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью;
- стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц;
- уменьшить непосредственное взаимодействие контролируемых лиц и надзорных органов, повысит оперативность обмена информацией между ними;
- повысить эффективность и оперативность работы надзорных органов;
- снизить объем документооборота надзорных органов;
- предоставить надзорным органам дополнительные инструменты для оценки соблюдения обязательных требований;
- повысить эффективность надзорной деятельности в смежных видах контроля;
- повысить прозрачность и эффективность надзорной деятельности, а также снизить количество споров при осуществлении контроля.
Новый закон делает упор не на карательную функцию органов государственного контроля, а на профилактическую и информативную.
В главе 10 248-ФЗ указаны виды и механизм осуществления профилактических мероприятий, которые могут проводиться надзорными органами, в рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно ст.45 248-ФЗ к числу таких мероприятий отнесены:
- информирование,
- обобщение правоприменительной практики,
- меры стимулирования добросовестности,
- объявление предостережения,
- осуществление консультирования,
- самообследование,
- профилактический визит.
При этом положениями данной статьи предусмотрено, что профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Так же несколько расширен круг возможных надзорных мероприятий, закрепленным в Федеральном законе №294-ФЗ, добавляются новые виды, такие как:
- мониторинговая закупка,
- выборочный контроль,
- инспекционный визит и выездное обследование
У надзорного органа расширяется набор способов для оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Инспекционный визит проводится путем взаимодействия на объекте надзора с конкретным контролируемым лицом (владельцем, пользователем) без предварительного его уведомления. При этом последние обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
В рамках выездного обследования проводится визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований по месту нахождения общедоступного объекта надзора без взаимодействия с контролируемым лицом и его информирования.
Следует выделить, что все новые способы осуществления надзора связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами.
Все виды надзорных мероприятий отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий, перечень которых установлен ст.65 248-ФЗ (осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент).
Совершение надзорного действия, недопустимого для определенного надзорного мероприятия - грубое нарушение, которое ведет к недействительности надзорного мероприятия. А решения, принятые по результатам таких мероприятий, подлежат отмене надзорным органом, вышестоящим надзорным органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
К числу важнейших ограничений следует отнести положение ст.73 248-ФЗ, в которой установлено, что выездная проверка проводится в случаях, если не представляется возможным оценить соответствие обязательным требованиям без выезда на место.
Важными являются положения ст.96 248-ФЗ, где говорится об осуществлении режима дистанционного государственного надзора. Предполагается использовать информационные технологии. При этом контролируемое лицо на добровольной основе по заявлению на условиях соглашения с надзорным органом предоставляет доступ к объекту удалено для проведения так называемого мониторинга.
По существу, в новом законе речь идет о полноценной цифровизации государственного надзора, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного надзора, а также существенным образом повышающей его прозрачность.
-
Источник:
П.О. Ефанов, Государственный инспектор по использованию и охране земель города Бийска, Бийского, Зонального, Красногорского и Солтонского районов
Обратите внимание: При полном или частичном использовании информации
и фотоматериалов ссылка на сайт Администрации города обязательна.
- Город сегодня
- Бийск Наукоград
- Гостям города
- Инвестиционный паспорт
- Программы развития города
- Социальная сфера
- Городское хозяйство
- Экономика
- Предпринимательство и рыночная инфраструктура
- Промышленность и труд
- Культура
- Спорт
- ГО и ЧС
- Безопасность
- МУ МВД России «Бийское»
- Информация межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Администрации города Бийска
- Военная комендатура
- Пожарная безопасность
- Муниципальные программы
- Комиссия по противодействию экстремизму Администрации города Бийска
- Антинаркотическая комиссия города Бийска
- Отдел вневедомственной охраны по г. Бийску
- СМИ города
- Фотогалерея