Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Официальный сайт Муниципального образования город Бийск

Наукограда Российской Федерации

Прокуратура информирует

  • 29 апреля 2014

    «Особенности уголовной ответственности за должностные преступления»

    Как сообщил помощник прокурора Тивикова Н.Ю. должностные преступления в действующем Уголовном кодексе РФ  содержатся в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

               Данную группу преступлений отличает то, что совершаются они специальные субъектами (должностными лицами) с использованием служебных полномочий – это первая особенность должностных преступлений.

               "Служебное положение" - вот предпосылка должностных преступлений. В обычном понимании, служебное положение - это "ответственность за определенный круг дел в работе". В уголовном праве смысл выражения "служебное положение" отличается от обычного понимания и смысла, который вкладывается в него административным правом, а именно: должностное лицо действует на основании закона или по поручению, занимается государственными делами и получает юридический статус, с тем, чтобы исполнять общественные обязанности. Должностное лицо занимает определенное служебное положение, а следовательно, обретает определенную управленческую общественную компетенцию, которую ему на законных основаниях передают государственные органы, государственные и негосударственные предприятия и организации, а также общественные организации. Поэтому должностные преступления входят в разряд преступлений общественного положения.

                В число государственных служащих входят сотрудники государственных компаний, предприятий, производственных организаций, общественных групп, занимающиеся общественными делами, сотрудники вышеперечисленных органов и предприятий, направленные в негосударственные компании, предприятия, производственные организации и общественные группы и занимающиеся общественными делами, а также другие сотрудники, занимающиеся общественными делами на законном основании.

                 Вторая особенность - взаимосвязь со служебным положением.

                 В юридическом смысле государственные служащие, получив определенную компетенцию управления, обладают определенной властью, они должны в соответствии с распоряжением осуществлять власть и обязанности в рамках своих служебных полномочий.

                 Взаимосвязь состава преступления должностных преступлений и служебного положения их субъекта проявляется в следующем:

                 1. Во-первых, преступление совершается с использованием преимуществ служебного положения, т.е. должностное лицо использует свое должностное положение, связанные с ним возможности и влияние для совершения преступления. То, что называется "используя власть, стремится к наживе" и "обменивать власть на деньги". Примером таких преступлений являются: взяточничество.

    2. Во-вторых, должностное лицо в процессе исполнения служебных обязанностей злоупотребляет служебными полномочиями, извращает представление о функции управления, присущей данной должности. Примером здесь могут служить такие преступления: насильственное принуждение к даче показаний, незаконное заключение под стражу, жестокое обращение с заключенными.

                 3. В-третьих, субъекты таких преступлений в процессе своей работы не исполняют или неточно исполняют свои должностные обязанности, что приводит к значительному ущербу общественному имуществу и интересам общества и государства. Субъекты этого вида должностных преступлений хотя и не используют свое служебное положение, но в итоге преступление имеет внутреннюю связь с должностными обязанностями человека, например, преступная халатность при исполнении служебных обязанностей и др.

                 Третья особенность - специфичность объекта.

                 Объект должностного преступления по идее должен от имени государства точно исполнять функцию управления государством, обществом и общественными делами, должен соблюдать принципы работы государственных органов и служебную дисциплину, строго исполнять свои обязанности. Поэтому, когда субъект должностного преступления злоупотребляет служебными полномочиями, допускает преступную халатность, или совершает взяточничество, пользуясь властью, стремится к наживе, он неизбежно наносит урон деятельности государственных органов в какой-либо сфере или урон репутации государственных органов как справедливых и неподкупных, наносит удар по одной из функций государства. Поэтому, объект, который поражают должностные преступления, - это нормальная работа государственных органов и их справедливая и неподкупная репутация.

                 Четвертая особенность - наличие среди форм преступления действия и бездействия.

                 Действие при должностных преступлениях - это когда государственные служащие при исполнении общественных служебных обязанностей активно используют свои служебные полномочия для совершения преступления.

                 Бездействие при должностных преступлениях - это когда государственные служащие обязаны исполнить некое действие, но ведут себя пассивно и не исполняют его, что приводит к значительному ущербу интересам граждан и государства. Например, катастрофы, случившиеся из-за безответственности чиновников, халатность и др.

                Действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, прочие преступления ее не имеют. При этом действие и бездействие отличаются лишь формой проявления, форма эта не влияет на признание состава преступления.

               Таким образом, специфика субъекта и объекта, взаимосвязь со служебным положением, наличие среди форм преступления действия и бездействия - вот неотъемлемые особенности должностных преступлений. При их отсутствии нет состава должностного преступления.




    Дата изменения: 29.04.2014 14:45:37

Возврат к списку