Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Официальный сайт Муниципального образования город Бийск

Наукограда Российской Федерации

Прокуратура информирует

  • 27 декабря 2012

    РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

    Как сообщила помощник прокурора г. Бийска Данченко Мария, Федеральным законом от 06.04.2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" введена система контроля за осужденными после их освобождения. Цели и задачи такого контроля - предупреждение совершения освободившимися лицами, преступлений и других правонарушений, а также оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Ст. 1 закона N 64-ФЗ устанавливает понятие административного надзора - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. Необходимость в принятии указанного закона и установлении особого контроля за отдельными категориями покинувших места лишения свободы лиц возникла, в первую очередь, ввиду того, что каждый год из мест лишения свободы освобождаются ранее судимые лица, многие из которых совершают новые преступления при рецидиве преступлений. Кроме того, повышенную общественную опасность представляют лица, которые были осуждены и отбывали наказание за совершение умышленных преступлений в отношении несовершеннолетних (особой категорией из которых являются лица, совершившие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего). Также опасность для общества могут представлять лица, которые были осуждены за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Исходя из положений ч.1 ст. 3 закона №64-ФЗ, профилактическая работа именно с указанными лицами является, по мнению законодателя, приоритетом, и только в отношении указанных категорий совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, имеющих неснятую или непогашенную судимость, может быть установлен административный надзор. Решение об установлении административного надзора принимает только суд по результатам рассмотрения заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. Закон предусматривает две группы лиц, в отношении которых административный надзор устанавливается обязательно: во-первых, это лица, освобождаемые или освобожденные из мест лишения свободы, имеющие судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, во-вторых, это лица, отбывавшие наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. При наличии указанных оснований начальник органа внутренних дел (либо администрация исправительного учреждения) обязаны обратиться в суд с соответствующим заявлением. В иных случаях установление административного надзора закон связывает с поведением осужденного, во-первых, в период отбывания наказания в местах лишения свободы (если лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания), во-вторых, после освобождения (если лицо, отбывшее лишение свободы и имеющее судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность). Указанные обстоятельства также являются основаниями для установления административного надзора. Административный надзор устанавливается на определенный срок (от 1 года до 3 лет, либо до конца срока погашения судимости), в течение которого поднадзорное лицо должно выполнять возложенные на него обязанности и соблюдать административные ограничения. Закон №64-ФЗ предусматривает возможность установления следующих административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (при этом, установление судом данного ограничения является обязательным). Также законом предусмотрена возможность по решению суда частичной отмены либо дополнения административных ограничений (в зависимости от образа жизни и поведения поднадзорного лица, а также от соблюдения им административных ограничений). Статьёй 11 закона №64-ФЗ предусмотрены обязанности поднадзорного лица, связанные с необходимостью: - прибытия и явки в определенные сроки к месту жительства и в орган внутренних дел (для постановки на учет, а также по вызову) после освобождения из мест лишения свободы (перемены места жительства или пребывания); - уведомления органа внутренних дел об указанных законом перемещениях с места жительства (пребывания), о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы; - допуска сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства (пребывания) лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения; - дачи объяснений по вопросам соблюдения административных ограничений и обязанностей. Согласно приказа МВД РФ от 08.07.2011 N 818 "О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в осуществлении административного надзора участвуют участковые уполномоченные полиции (на которых возложено непосредственное наблюдение за поднадзорными лицами и проведение с ними индивидуальной профилактической работы), сотрудники строевых подразделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД, сотрудники подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, сотрудники дежурных частей территориальных органов, сотрудники линейных управлений, отделов МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Причем отдельным пунктом отмечено, что наблюдение за поднадзорными лицами должно носить систематический характер. Это положение призвано обеспечить эффективность проводимой работы. Законодатель не забыл и про права поднадзорных лиц (ст. 10 закона №64-ФЗ), в числе которых право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений, право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными ч.3 ст. 12 закона №64-ФЗ, право обжаловать решения суда и действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора. В соответствии со ст. 9 закона N 64-ФЗ административный надзор прекращается по следующим основаниям: - истечение срока административного надзора; - снятие судимости с поднадзорного лица; - осуждение к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; - вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного умершим; - смерть поднадзорного лица. При этом, досрочное прекращение административного надзора судом возможно только по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения и выполняет обязанности, положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства (пребывания). Однако лица, отбывавшие наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего лишены возможности досрочного прекращения установленного в отношении них административного надзора. Несоблюдение административных ограничений или невыполнение предусмотренных законом обязанностей влечет для поднадзорного лица ответственность в соответствии с законодательством РФ. Так, согласно ст. 19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, несоблюдение административных ограничений влечет наложение административного штрафа от 1000 тысячи до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток, невыполнение же обязанностей, установленных законом №64-ФЗ, наказывается административным штрафом в размере от 500 до 1000 рублей. Более того, лицо, уклоняющееся от административного надзора, может быть привлечено и к уголовной ответственности по статье 314.1 Уголовного кодекса РФ. Ответственность установлена за совершенные в целях уклонения от административного надзора неприбытие без уважительных причин при освобождении из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания. За указанное преступление законом предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года. В городе Бийске уже есть практика привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности по данной статье Уголовного кодекса РФ. Так, приговором Бийского городского суда Алтайского края от 21.08.2012 г., за уклонение от административного надзора житель города осужден к 2 месяцам лишения свободы (наказание осужденный отбыл, находясь под стражей в период судебного следствия). В заключение отмечу, что закон действует достаточно непродолжительное время, около полутора лет, более длительный период практики его применения позволит сделать вывод о том, насколько эффективно в рамках данного закона влияние индивидуальной профилактической работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, на профилактику рецидивной преступности.




    Дата изменения: 27.12.2012 16:48:41

Возврат к списку