Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт

Официальный сайт городского округа города Бийска Алтайского края

Наукограда Российской Федерации

Прокуратура информирует

  • 16 июня 2025

    Изменения федерального и регионального законодательства по вопросам, регулирующим правоотношения в сфере деятельности органов местного самоуправления.

         Прокуратурой края проанализированы изменения федерального и регионального законодательства, судебной практики в том числе по вопросам, регулирующим правоотношения в сфере деятельности органов местного самоуправления.
         1. С 01.07.2025 вступает в силу Федеральный закон от 07.04.2025 .N2 59ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством Единого портала госуслуг, либо информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систем электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Им, в том числе, закрепляется порядок участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции.
    Кроме того, с вышеуказанной даты вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 .N2 60-ФЗ, согласно которому порядок направления органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, процессуальных документов посредством Единого портала госуслуг, через размещенный на официальном сайте государственного органа в сети «Интернет» личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
         Порядок подачи (направления) в суд документов, в том числе материалов дела об административном правонарушении в электронном виде, определяется Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
         2. С 01.09.2025 вступает в силу Федеральный закон от 07.04.2025 №- 69 ФЗ, которым вносятся изменения в ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно внесенным поправкам, продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.
    Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.
    Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).
    Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров работ, услуг), а если они оплачены, - потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).
         3.    Федеральным законом от 21.04.2025 .N2 84-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году» определено, что исполнение судебных актов (за исключением судебных актов, вынесенных в целях компенсации вреда, причиненного лицам), требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом.
         4.    С 01.09.2025 вступает в силу Федеральный закон от 07.04.2025 .N2 63ФЗ, которым вносятся изменения в ст.268 Трудового кодекса РФ в части права работодателя привлекать лиц в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся господдержкой, с письменного согласия работника в случае, если он достиг возраста пятнадцати лет либо работника и одного из его родителей (попечителя) в случае, если работник не достиг  возраста пятнадцати лет, работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего лица, указанного в ч.4 ст.63 Трудового кодекса РФ.
         5.    С 01.09.2025 вносятся изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 Jf2 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», которыми совершенствуется порядок проведения конкурсных процедур и передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения концессионеру, устанавливаются запрет на участие в концессионном соглашении в качестве концессионера государственных (муниципальных) унитарных предприятий или бюджетных учреждений и требования к участникам конкурса и проекту инвестиционной программы концессионера, регламентируется процедура рассмотрения заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
         6.    Законом Алтайского края от 07.05.2025 .N2 34-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О мерах по защите здоровья несовершеннолетних в сфере розничной продажи некоторых товаров на территории Алтайского края» установлено, что на территории Алтайского края организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерских) хозяйствам без образования юридического лица, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства запрещается продажа несовершеннолетним безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических). В случае возникновения сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, позволяющий установить возраст покупателя, либо в случае продажи дистанционным способом удостовериться в достижении покупателем совершеннолетия иным способом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечень документов, позволяющих установить возраст покупателя, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
         7.    Законом Алтайского края от 07.05.2025 .N2 37-ЗС внесены изменения в ст.ст. 2 и 11 Закона Алтайского края от 05.03.2021 .N2 17-ЗС «О статусе педагогического работника в Алтайском крае», которыми предусмотрено, что нормативными правовыми актами исполнительных органов Алтайского края, муниципальными нормативными правовыми актами могут устанавливаться размеры и условия осуществления выплат за наставничество педагогическим работникам соответственно краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении исполнительных органов Алтайского края, муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
         8. Указом Губернатора Алтайского края от 30.04.2025 N2 77 «О внесении изменений в указ Губернатора Алтайского края от 28.10.2022 N2 167 «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, призванных на военную службу» установлено, что меры поддержки предоставляются членам семей военнослужащего, ветерана боевых действий в заявительном порядке. В целях подтверждения факта прохождения военнослужащим военной службы заявитель вправе представить соответствующий документ. Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении мер поддержки. В целях подтверждения статуса ветерана боевых действий заявитель предъявляет удостоверение ветерана боевых действий, выданное в соответствии с Правилами выдачи удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 г., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2023 N2 1243.
         9.    Приказом Минпросвещения России от 04.04.2025 .М2 269 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки» с 01.09.2025 скорректирована продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогическим работникам устанавливаются в зависимости от их должности и (или) специальности.
         Так, в частности, продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, а также домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; педагогам-психологам; социальным педагогам; педагогам-психологам; мастерам производственного обучения; методистам и старшим методистам; советникам директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и др.
         Кроме того, документом утвержден порядок определения учебной нагрузки педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения и случаи установления верхнего предела указанной учебной нагрузки.
         10.    Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.05.2025 № 19-П «По делу о проверке конституционности ст. 74 и ч. З ст. 389.11 УПК РФ в связи с жалобой гражданина М.С. Жукова» не противоречащими Конституции РФ признаны взаимосвязанные положения ст. 74 и ч. 3 ст. 389.11 УПК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не допускают возвращения судом апелляционной инстанции уголовного дела в суд первой инстанции в целях проверки наличия или отсутствия нарушений уголовно-процессуального закона при составлении протокола судебного заседания, что не исключает инициирования судом апелляционной инстанции служебной проверки в суде первой инстанции в части выяснения фактических обстоятельств составления протокола судебного заседания, предполагают исследование материалов проведенной служебной проверки  в судебном заседании суда апелляционной инстанции с соблюдением принципов непосредственности и устности при оценке относимости, допустимости и достоверности протокола судебного заседания,
         Конституционный Суд отметил, в частности, что направление судом апелляционной инстанции запроса в суд первой инстанции для получения заключения служебной проверки (притом что уголовное дело остается в производстве суда апелляционной инстанции и к протоколам может быть обеспечен доступ в электронном виде) не нарушает принципа инстанционности и не порождает рисков коррекции в нижестоящем суде документов, правомерность и содержание которых подлежат оценке судом вышестоящей инстанции, а также позволяет получить дополнительное средство проверки обстоятельств ведения, составления (оформления) и подписания протокола судебного заседания в случаях, когда имеющимися средствами (например, аудиозаписью) сделать это невозможно.
         11.    Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 в обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами указано, что органы местного самоуправления муниципального района не вправе заключать соглашения с входящими в его состав органами местного самоуправления сельских поселений о передаче им полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО в отсутствие закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего передачу таких полномочий,
         Согласно п. 18 ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» (далее Закон 131-ФЗ) организация деятельности по накоплению и транспортированию ТКО в сельских поселениях является вопросом местного значения муниципальных районов и решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
    Такие полномочия могут быть закреплены за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельских поселений.
    Пунктами 1 и 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 .N2 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон .N2 89-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с ТКО, в числе которых создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
         При этом, согласно п.3 ст.8 Закона N2 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют вышеназванные полномочия в области обращения с ТКО на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
         В крае не принят закон, возлагающий на органы местного самоуправления сельских поселений полномочия в области обращения с ТКО, в этой связи органы местного самоуправления муниципальных районов края не вправе передавать по соглашению эти полномочия органам местного самоуправления поселений.
         Соответствующая правовая позиция изложена и в кассационном определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.11.2024 N288a-10504/2024.
         В кассационном определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2021 N288a-30978/2021 сделан вывод о незаконности соглашений о передаче полномочий по утверждению генеральных планов сельского поселения в администрацию муниципального района, заключенных между главой администрации сельского поселения и главой администрации муниципального района.
         По мнению судебных инстанций, в силу требований ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления, соответственно, исходя из положений данной нормы кодекса и ст. 15 Закона N2 131 -ФЗ вопрос передачи и принятия указанных полномочий относится к ведению представительных органов местного самоуправления поселения и муниципального района.


    Прокуратура города Бийска









    Дата изменения: 16.06.2025 21:39:39

Возврат к списку

 
 
Яндекс.Метрика